Новые нормативные правовые акты призваны повысить прозрачность требований к бизнесу и системы надзора за исполнением установленных норм и правил.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения обязательных требований, в том числе в области предоставления лицензий, аккредитации, оценки соответствия продукции, а также других форм оценки и экспертизы.
Документ регулирует широкий круг вопросов, связанных с установлением обязательных требований, включая полномочия государственных и муниципальных органов власти, порядок разработки, вступления в силу и срок действия нормативных документов.
Во исполнение принципов прозрачности и системности, законом вводится «регуляторная гильотина». В частности, до 1 января 2021 года Правительством России будут отменены, признаны утратившими силу или не действующими нормативные правовые акты РСФСР и Союза ССР, соблюдение которых до сих пор оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Закон вступает в силу с 1 ноября 2020 года, за исключением ряда положений, для которых установлены более поздние сроки.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который также называют контрольно-надзорным кодексом, устанавливает порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, уделяя значительное внимание гарантиям защиты прав контролируемых лиц.
В числе важных нововведений документа – создание единого реестра видов контроля, который должен быть введен в эксплуатацию до 1 января 2022 года. В случае отсутствия в новом реестре вида контроля, его проведение будет являться неправомерным и прямо классифицироваться как грубое нарушение со стороны контрольного (надзорного) органа.
Значительно меняется и сама система контроля, смещаясь на профилактику и предупреждение нарушений. В дополнение к имеющимся, законом вводятся такие новые формы, как стимулирование добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит. Кроме того, устанавливается механизм удаленного досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов через Единый портал государственных и муниципальных услуг или региональные порталы.
Новый закон значительно расширил области применения риск-ориентированного подхода, распространив его более чем на 200 видов госконтроля. Для тех видов контроля, где применяется плановый подход, надзорные мероприятия будут проводиться исходя из установленной для объекта категории риска, при этом для объектов с низкой категорией плановый контроль упраздняется.
Закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» вступает в силу с 1 июля 2021 года, кроме ряда положений, для которых установлены другие сроки.